В современной системе дошкольного образования одной из основных задач является общность развития индивидуальности ребенка без отрыва от социального развития! Среди действенных методов, призванных справляться с поставленной целью, хорошо себя зарекомендовал метод профессионального ориентирования детей в дошкольных учреждениях.
Образовательная деятельность профориентационной направленности в ДОУ– это специально организованное информирование дошкольников о мире профессий, направленное на формирование у детей дошкольного возраста первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности взрослых:
- средствами игровой деятельности (создание условий для принятия роли, «проживания» профессии в игровой форме), создающей у детей определенный опыт профессиональных действий, профессионального поведения;
- через общение с носителями профессий, в том числе из числа родителей (законных представителей) воспитанников;
- через организацию мероприятий и конкурсов детского творчества профессионально-ориентационного характера
Образовательная деятельность профориентационной направленности в ДОУ– - средствами игровой деятельности (создание условий для принятия роли, «проживания» профессии в игровой форме), создающей у детей - через общение с носителями профессий, в том числе из числа родителей (законных представителей) воспитанников; - через организацию мероприятий и конкурсов детского творчества профессионально-ориентационного характера |
Для чего нужна профориентация?
Профориентация, представленная в детском саду в виде игр, поможет детям с ранних лет иметь представление о той или иной профессии, и к достижению ими возраста 15-17 лет, когда предстоит сделать выбор, сделать его осознанным и не теряться среди множества вариантов.
Очень часто при опросе детей на тему, для чего он учится в школе, в ответ можно услышать такие ответы, как «Чтобы получать хорошие оценки» или «Чтоб родители похвалили». Немногие дети осознают, что на самом деле учатся для себя, приобретая знания, которые в будущем поспособствуют их личностному росту.
Некоторые профессии, такие как парикмахера, врача, спортсмена ребенок может наблюдать самостоятельно и иметь представление, как работают люди этих профессий. Такие же профессии, за трудом взрослых в которых не представляется возможным понаблюдать, можно воссоздать с помощью современных технологий, например, используя технологию 3D.
Игры, в которых дети будут воспроизводить действия и ситуации из разных профессий, будут формировать у них разностороннее развитие, что подготовит их к началу взрослой жизни и поможет определиться с выбором работы, приносящей радость и удовлетворение, а не отбывание повинности.
Задачи профориентации на разных этапах дошкольного воспитания
Работа по профессиональной ориентации начинает проводиться с трех лет.
А так как в дошкольный период дети особенно быстро развиваются и меняются, его можно разделить на три этапа со своими целями и задачами:
Сюжетно-ролевые игры как метод профориентации
Ролевые игры всегда нравились и будут нравиться детям. Ведь в процессе такой игры можно стать кем угодно: врачом, водителем, поваром, парикмахером или обрести какую-то другую профессию. Также игры по ролям подходят как для малышей двух-трех лет, так и деткам постарше, что делает их универсальными как для младшего, так и для старшего дошкольного возраста.
В ролевой игре именно ребенку должна достаться главная роль. И малыш будет совершать поступки, воображая, что он взрослый человек. Однако, если занятия в виде сюжетно-ролевых игр с целью профессиональной ориентации будут проводиться с детками младшего дошкольного возраста, то следует учесть, что здесь понадобиться непосредственная помощь взрослого.
Ребенку в три годика не так просо принять на себя какую-то роль. Но следует знать, что сделать это будет куда проще, если у малыша будут соответствующие профессии атрибуты. Но все эти атрибуты должны быть уже знакомы ребенку. В процессе таких игр воспитатель должен подсказать деткам, какими качествами и умениями должен обладать их герой.
Другие виды самостоятельной деятельности детей
Сценарии профориентации для школьников могут включать в себя знакомство деток с профессиями можно посредством какой-то продуктивный вид деятельности. Например, можно предложить им оформить альбомы, изготовить атрибуты к играм, нарисовать, кем работает мама или папа, сделать аппликацию и т.д. Воспитателям детских садов важно следовать программе профориентации школьников, но никогда не терять стремление к чему-то новому и оригинальному. Сегодня вы можете найти в интернете множество различных занятий по профессиональной ориентации для малышей дошкольного возраста и они могут послужить хорошей помощью в создании вашего идеального занятия для малышей.
Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственнобытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии: - в медицинский кабинет; - в прачечную; - в библиотеку; - в школу; - в магазин; - в аптеку; - в салон-красоты; - в ателье; - к светофору; - на почту; - на приусадебный участок; - на работу к родителям.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования
достичь следующих результатов:
- ребѐнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам; - называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; - объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; - демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации ведётся планомерная профориентационная работа с воспитанниками детского сада.
Для родителей | | |||||||||||||||
Знакомство с профессией.pdf Профориентация в дошкольном образовании.pdf Ранняя профориентация дошкольников.pdf 7 книг о профессиях для семейного чтения:
Читайте вместе с детьми! Семейное чтение они будут помнить всю жизнь.
|